Как потребителю защитить свои права

Мы нередко сталкиваемся в жизни с хамством и непрофессионализмом продавцов

   Мы нередко сталкиваемся в жизни с хамством и непрофессионализмом продавцов, иногда и неточным счётом. Как защитить себя, свои права - об этом разговор с помощником судьи Валентиной ШАБАЛИНОЙ.
   - Валентина Анатольевна, не все обманутые покупатели проявляют активность и отстаивают свои права. Как купившему  некачественный товар гражданину отстоять свои права?
   - Есть два варианта: подать на продавца в суд или обратиться в Роспотребнадзор. Что делать, если вы купили некачественный товар? Первый шаг, который должен сделать потребитель, купивший бракованный или просроченный товар, - попытаться вернуть его в магазин. Чтобы попытка не была бесполезной, всегда следует забирать чеки об оплате товара. Но вместе с тем, согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя товарного, кассового чека или другого подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
   Если продавец отказывается принять некачественный товар и вернуть вам деньги за него, придется составить в письменном виде претензию с вашими требованиями. Она должна содержать следующие сведения: ФИО, паспортные данные, контактный телефон, данные организации - название, адрес, ФИО руководителя. В магазине эта информация должна быть указана в «Уголке потребителя». Если же вы заключали договор на покупку товара или оказание услуги, то данные продавца указаны в договоре. Конечно, нужно кратко изложить суть возникшей конфликтной ситуации, ваши требования о возврате денег, замене товара, возмещении ущерба и желаемый срок выполнения требований с датой и подписью. К обращению приложите копии имеющихся у вас документов, свидетельствующих о покупке. Претензия должна быть написана в двух экземплярах. Один вы отдаете продавцу, а другой оставляете себе, при этом на вашем экземпляре продавец обязан поставить свою подпись и дату. Если в магазине отказались принять заявление, то можно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
   - Как быть, если в ответ на претензию гражданин получил письменный отказ?
   - Тогда за защитой своих прав он вправе обратиться в суд. Исковое заявление можно написать самостоятельно или обратиться за помощью к адвокату. Заявление пишется в нескольких экземплярах, в зависимости от того, сколько ответчиков по вашему делу. Если их два, то предоставляется три заявления: одно для суда, другие для отправки ответчикам. Подать исковое заявление можно лично или по почте в суд по месту нахождения ответчика. Когда исковое требование составляет более 50 тысяч рублей или вы требуете возмещения морального вреда, вам нужно обратиться в районный суд. В остальных случаях исковое заявление отправляют мировому судье.
   Если суд удовлетворит иск, то гражданин обращается в службу судебных приставов для взыскания с ответчика.
   - Валентина Анатольевна, куда ещё можно пожаловаться?
   - Пожаловаться на нарушение прав потребителей можно в Роспотребнадзор, который контролирует качество товаров и услуг, проводит проверки в сфере общественного питания, деятельность медицинских учреждений и организаций, оказывающих услуги. С 1 января 2017 года установлено правило, что перед обращением за защитой в Роспотребнадзор потребитель должен обратиться к юридическому лицу с претензией об устранении нарушений прав потребителя. Если оно не выполнило требований, то можно готовить жалобу.
   В июле Госдума приняла закон, позволяющий обращаться в Роспотребнадзор через МФЦ, что позволит более оперативно реагировать на обращения граждан, возможность подачи заявлений - лично, через Интернет и многофункциональный центр. Речь идет обо всех видах жалоб, в том числе о нарушениях санитарной и пожарной безопасности.
   Кроме того, 28 ноября в Госдуму внесен законопроект, разработанный Минюстом и наделяющий Роспотребнадзор полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав групп граждан. Сейчас уже существует практика подачи исковых заявлений по неопределенному кругу лиц. При этом граждане могут присоединяться к уже принятому судебному решению, если оно в их пользу. Если люди имеют аналогичную претензию, они пишут заявление, что по такому-то решению суда просим и нам вернуть деньги или выплатить компенсацию, подача искового заявления уполномоченным органа от группы граждан не позволит нарушителям увиливать от ответственности. Советуем проявить гражданскую активность, защищать свои права.

Комментарии

Все новости рубрики Актуально