Выжили, выстояли и победили

Их работа была на виду всегда, а пассажиры чувствовали себя спокойно

   В юбилейный год мы вспоминаем всех, кто защищал рубежи нашей Родины и честно трудился. Сегодня я расскажу о работниках железнодорожного транспорта, которые обеспечивали порядок на вверенном участке. На нашей станции забота о пассажирах в прежние времена начиналась с присутствия милиционера. Не так давно днем и ночью люди привыкли видеть полицейский наряд в зале ожидания вокзала, в составе поезда, на перроне. Они были как на ладони, их работа была на виду всегда, а пассажиры чувствовали себя спокойно.

   Более восьми десятков лет охрану на станции Макушино обеспечивало линейное отделение милиции. Многое изменилось с того времени в системе МВД. В 2012 году произошли реформы, сократился численный состав, изменения коснулись и нашего подразделения. В 2017 году вновь произошла реорганизация, и штат линейной милиции (полиции) был полностью сокращен. Сегодня многих из них уже нет в живых. Кто-то ушел на пенсию, кто-то продолжил службу в других местах в правоохранительных органах, но все они честно несли свою службу.

Все дальше отделяет нас героический период – Великая Отечественная война. В канун 75-летия Великой Победы давайте вспомним о нелегкой службе милиции станции Макушино. 1941 год. Станция Макушино, рядом небольшой железнодорожный поселок, каких на Омской магистрали десятки. Поселок-труженик, где днем и ночью не прекращалась обычная, мирная работа. Один за другим следовали грузовые составы и пассажирские поезда, которые останавливались и стояли по 30-40 минут. Станция была узловая и конечная на Омской железной дороге. Эта дорога является одной из самых протяженных в Советском Союзе. Её длина 1899 километров. Она связывает Сибирь с Европейской частью страны и пролегает по территориям Омской, Новосибирской, Северо-Казахстанской, Тюменской и Курганской областей.

   Подразделение было создано при железнодорожном отделе милиции станции Омск и занимало особое место. Создание самостоятельной милицейской службы было вызвано необходимостью. Омская железная дорога проходила по территории нескольких губерний и станции Макушино. Местной милиции было трудно обеспечить высокий уровнь правопорядка на железной дороге. На милиционеров-транспортников были возложены функции по обеспечению безопасности пассажиров и сохранности перевозимых грузов, выявление и раскрытие преступлений. Здесь выросло не одно поколение профессиональных сотрудников. Я тоже отдал этой службе тридцать лет.
   В те годы станция Макушино отличалась тем, что она находилась на стыке двух дорог, далеко от крупных городов, являлась первым классом обслуживания и имела стратегическое значение. Здесь была военизированная охрана с караульным помещением, двухэтажное деревянное здание вокзала, два грузовых и один пассажирский парк, водогрейка. Пассажиры могли взять в вагоны кипяток. Было большое путейское хозяйство, множество посадочных платформ, более двадцати железнодорожных путей, два пакгауза с закрытыми складами для товаров и грузов, паровозное и вагоноремонтное депо, огромная территория склада с углем, пункт водоснабжения, железнодорожная больница и даже дом отдыха.
   Работы хватало и железнодорожникам, и транспортной милиции. Война стала суровым испытанием для всех. Станция сразу перестроилась на военный режим, работала по особому военному графику. Именно сюда, в тыл на Урал, вывозились огромные материальные ценности, оборудование эвакуируемых заводов, для дальнейшей организации оборонной промышленности. Старожилы вспоминают, как шли эшелоны с беженцами, пожилыми и детьми. Отсюда доставлялась фронту боевая техника и другие грузы. В вагонах находились милиционер, стрелок и два солдата. На станции тогда располагалась воинская часть, эшелоны проверялись, делались заслоны. Когда груз прибывал на станцию, его тоже проверяли, при обнаружении нехватки проводилось расследование.
   Сотрудники милиции вместе с железнодорожниками добросовестно и честно выполняли свои обязанности, не считаясь с трудностями, и сутками не уходили с работы. Выполняли огромный объем работы по эвакуации материальных ценностей и людей с прифронтовых районов. Тяжелым был труд путейцев, машинистов паровозов, связистов и других служб станции. За обеспечение сохранности большая ответственность ложилась на военизированную охрану и желдормилицию. Надо было обеспечивать непрерывный поток ценных грузов, позаботиться о тысячах людей, едущих в тыл.
   Служебное помещение линейного отделения милиции находилось рядом с вокзалом, штат сотрудников был невелик: начальник, два-три оперуполномоченных, их помощники и постовые милиционеры. Участок обслуживания включал несколько станций, разъездов. Да и происшествий хватало. Для задержанных были три камеры. В этом же здании находился отдел КГБ, возглавлял его майор Мицельман. Начальником линейного поста был тогда Белокопытов, оперуполномоченным Коркин. Остро ощущался недобор рядового состава, нехватка людей для наружных постов.
   Охране вокзала придавалось особое значение. Здесь размещались буфет, парикмахерская, касса. Зал ожидания всегда был переполнен эвакуируемыми. При несении службы нарушителей доставляли в отделение. Опасных преступников отправляли в отдел милиции в Омск. Для борьбы с дезертирством из Красной Армии, спекуляцией, бандитизмом, хулиганством создавались оперативные подвижные группы из числа сотрудников НКВД по сопровождению товарно-пассажирских поездов до Омска и обратно. Проводилась сплошная проверка документов. Подозрительных лиц снимали с поезда и доставляли в милицию. Изымалось много оружия.
   Велась борьба с уголовниками, занимающимися кражами грузов с подвижного состава и личного имущества у пассажиров. Милиционеры не давали им «распоясаться», старались раскрыть каждое преступление, хоть штат был невелик, но брали не числом, а умением. На вокзале и поездах было много беспризорных детей. Их доставляли в детприемники и отправляли в дома-колонии. А в послевоенные годы донимали спекулянты, взяточники и воры.

Александр ШЕВЧУГОВ.
Станция Макушино.
Фото из архива автора.

Комментарии

Все новости рубрики 75-летие Победы